statin (statin) wrote,
statin
statin

Categories:

Как создавали греческий язык ( Часть 1)

Спор, каким быть языку в независимом греческом государстве (тогда еще не созданном) впервые разгорелся в конце 18 века. В то время в языковом вопросе в Греции царил полный хаос. Языков было много. Их делили на "народные разговорные", различавши еся от региона к региону, и на "архаичные" , то есть старые. Причем какой из старых языков "древнегреческий", а какой "средне греческий" (византийский), и какой язык от какого происходит, сами греки тогда не знали. Это им позже расскажет " отец греческой лингвистики" Георгиос Хатцидакис (1843 - 1941). Все эти языки существовали одновременно. Культивировались в разных кругах и школах, и не были "научно изучены".

За "архаичный" язык горой стояли фанариоты. Фанариоты, от северо-западного стамбульского квартала Фанар, в котором они, в основсном, проживали - это особая привилегированная каста, состоящая из "богатых и благородных" греческих, а также эллинизированных валашских и албанских семей. (Первоначально среди фанариотов было много славян, но затем их число было сведено к миннимуму). Фанариоты составляли окружение Вселенского Патриарха. Греческий Константинопольский Патриарх был абсолютным религиозным и административным правителем всех христианских православных подданных в Османской империи, независимо от их этнического происхождения.

(Турецкому султану-халифу самому было западло управлять "неверными". Делал он это через своих шестерок вассалов - религиозных первоиерархов. Все население империи по религиозному принципу было поделено на общины - миллеты. Православные: греки, сербы, болгары, валахи и т.д, входили в один millet-i-rum (румский миллет, буквально "римский народ").

Главными идеолагами перехода на "архаичный язык" выступали Евгений Вулгарис, Ламброс Фодиадис , Неофит Дукас и другие. Евгений Вулгарис, известный в России как Евгений Булгарский , - этнический болгарин, видный деятель греческого православия, участник "новогреческого просвещения", периода когда у греков появились своя философия, история, наука и начало развиваться собственное национальное самосознание.


(Евгений Вулгарис)

Вулгарис родился в 10 августа 1716 года в болгарской семье, живущей на острове Корфу , находящемся под управлением Венецианской республики. Учился в Корфу у ученого Викентиоса Доматоса, затем продолжил учебу в школе Янина ( Западная Греция) у Афанасия Псалидаса.

В 1737 или 1738 он стал монахом и пресвитером с именем Евгений.После поступил в университет Падуи изучать богословие, философию, европейские языки и естественные науки. В 1742 году стал директором важной школы в Янине - "Maroutsaia ". Эта школа в 18 веке была культурным и образовательным центром Османского православного греческого мира. Основана семьей Maroutsis, успешными купцами и благотворителями, которые вели торговые дела с Венецией . Здесь кроме греческого языка ("архаичного") учил также латынь , философию и экспериментальную физику . Велась подготовка к "греческому интеллектуальному возрождению".

С 1753 до 1759 года Вульгарис был директором Академии Афонской в Ватопедском монастыре. Там преподавал философию и математику. Хотя он считался одним из самых выдающихся учителей, его рвение к западноевропейским идеям, вызывало негативную реакцию среди православных лидеров на горе Афон . Из-за чего он был вынужден оставить школу в начале 1759 года.

Затем короткое время возглавлял Патриаршую Академию в Константинополе. "Великая школа нации" , как называют греки эту Академию, старейшая и самая престижная греческая православная школа в Стамбуле ( Турция). Основанная в 1454 Матеосом Камариотсом , скоро стала школой для "благородных " греческий ( фанариотский ) и болгарским семей Османской империи . Здесь учились многие османские министры, а также валашские и молдавские князья, назначавшиеся османским правительством. Например её окончил Дмитрий Кантемир.

В 1761 году Вулгарис отказался от кафедры и вскоре был принят под покровительство Екатериной Второй. В 1771 году приехал в Петербург, в 1772-1774 годах работал личным библиотекарем императрийцы. А в 1775 году он был рукоположен в сан архиепископа и стал первым епископом вновь созданной Славянской и Херсонской епархии. В новую епархию включены земли Новороссии и Азовской , недавно завоеванные Россией у Османской империи . Несмотря на название, местопребывал епископ не в Славянске (скоро будет переименован в Никополь ), не в Херсоне , а в центре города Полтава, в Крестовоздвиженском монастыре.

В следующем году (1776), Евгений пригласил другого уроженца Корфу , Никифора Теотокиса (речь о нем пойдет в одной из следующих глав) , присоединиться к нему в Полтаве, и начал готовить его в качестве своего преемника.

В то время Екатерина Вторая задумывает проект воссоздания греческой государственности. Он изложен в конфиденциальном письме к австрийскому императору Иосифу II от 10 (21) сентября 1782 года. Проект предпологал сокрушение Османской империи и раздел её территории между Россией, Священной Римской империей и Венецианской республикой. В Константинополе предполагалось возродить Византийскую державу во главе с внуком российской императрицы, которому было дано имя основателя города — Константин.

(продолжение следует)
Tags: в начале было слово
Subscribe
promo statin январь 3, 2014 22:48 167
Buy for 10 tokens
В Империи Великих Моголов, крупнейшем государстве, располагавшемся на Индийском полуострове, государственным был персидский язык. Точнее разновидность персидского под названием "дари". Название происходит от персидского слова "дар", производного от нашего слова "двор" в значении " монаршая семья…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 82 comments