?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Когда создали литовский язык (Часть 2)
statin
До 19 века литовский язык считался не достаточно престижным для письменного использования.Точнее, единого литовского не существовало. Языковые различия были значительны между регионами. Существовали ауштайтские и жемайтские диалекты (или отдельные языки) и их многочисленные говоры. Были ожидания, что литовский язык вот-вот вымрет на территории современной Литвы. Многие люди пользовались польским и белорусским языками в повседневной жизни. Использование литовского языка в значительной степени ограничивалось литовскими сельскими районами.

Единственная область, где литовский язык считался подходящим для литературы - находившаяся под немецким управлением Малая Литва в Восточной Пруссии. Однако прусские литовцы никогда не считали себя частью литовской нации. Подробнее об этом писал здесь - http://statin.livejournal.com/63747.html .

В середине 19 века начался процесс "литовского национального возрождения" или, как его называют иначе, "национального пробуждения". Процесс характеризовался ростом самоопределения среди литовцев, привел к формированию современной литовской нации и завершился в созданием независимого Литовского государства. "Литовскому национальному возрождению" предшествовал короткий период "жемайского национального возрождения".

Что такое Жемайтва? Жемайтва, иначе Самогития или Жмудь, небольшой отдаленный, пользующийся определенной степенью автономии, участок Великого княжества Литовского. Как сообщает словарь Брокгауза и Эфрона: "С самого начала Ж. имела особого князя, большею частью подручника вел. кн. литовского; столицей его были Россиены. В 1492 г. вел. кн. Александр дал Ж. "земскую привилегию" (на русск. яз.), которая послужила началом образования сословий в стране. Дальнейшая история Жмуди входит всецело в общую историю Литвы. В 1795 г. область Ж. вошла в состав Литовской губ., в 1801 г. - в состав Виленской и наконец - Ковенской."

Как видим, своего особого официального языка Жемайтва не имела. Им, как и во всем Великом княжестве Литовском, был русский язык. К слову, само название Жемайтва слегка искаженное "земство". "Жема", на их языке, до сих пор "земля".

Во главе "жемайтского национального возрождения" встали, тогда еще молодые студенты, Симонас Даукантас (Симон Довконт) и Симонас Станявичюс.

(Симонас Даукантас)

Как говорит тот же энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона:
Довконт писал много, мало сравнительно успел при жизни издать и оставил современным литвофилам большое литературное наследие (см. список его трудов в статье Э. Вольтера: "Litauische Schriftsteller des XIX J.", в "Mitteilungen d. Lit.-lit. Gesellsch.", вып. 15). Некоторые из его рукописей увидели свет только к столетнему юбилею его рождения, в 1893 г., в Плимуте, в Сев.-Американской Литве, в первой большой лит. газете: "Vienybe Lietvoniku". Д. писал под разными псевдонимами: Девинакиса, Шауклиса, Рагауниса, Пурвиса и др., с целью заставить думать, что число литовских писателей очень значительно. Заветной его мечтой было основать Литовскую провинциальную академию для изучения местной истории, географии и др. и для развития родиноведения. Д. издал "Начатки латинской грамматики" (1837), переводы Корнелия Непота и басен Федра (1846), весьма ценный сборник жмудско-литовских дайн и разные брошюры о пчеловодстве, разведении хмеля, фруктового сада и леса. Главное сочинение Д. (1845): "Budos Senowes Lëtuwin Kalnenu ir Ziamajtia" - описание литовских древностей, топограф., бытовых и мифологических, составленное по известиям древних и средневековых писателей и отчасти по собственным наблюдениям. Сочинение это для литовцев является источником патриотического воодушевления, а для исследователей литовск. старины - немаловажным подспорьем при дальнейших разысканиях. Из рукописных трудов Д. самый главный - жмудская история, ныне печатаемая в Плимуте. Его богатая библиотека и коллекция рукописей сохраняется в дер. Кивилях близ м. Шкуд, его племянниками Ковнацкими. Литературный язык произведений Д. не всегда понятен восточному литовцу; книги его написаны на тельшевском говоре так называемого Гондингенского тиунства.

К слову, главный из рукописных трудов Даукантаса - жмудская история, ныне печатаемая в Плимуте на литовской language, ему всего лишь приписывается.


(Симонас Станявичюс)

В отличии от Даукантаса, Симонас Станявичюс был более серьезный исследователь. Станявичюс опубликовал Dainos Žemaičių (Песни Жямайтии), образцы 30-ти самых художественных и ценных жемайтских народных песен. Всего в его коллекции было 150-ти песни. Четыре года спустя он опубликовал добавление (Pažymės žemaitiškos Gaidos) с мелодиями для этих песен. Известность он приобрел за публикацию Šešios pasakos (Шесть басен), книги из шести басен и ода Žemaičių Slove (Слава Жямайтии ") написанных им самим. Сюжет двух басен - заимствован у Эзопа . Других четырех - смесь собственных идей автора с жемайтским фольклором.

К концу своей жизни Станявичюс проявил академический интерес в литовском языке, истории и мифологии. Его незаконченная рукопись на литовской истории был частично опубликован только в 1893 году и полностью в 1967 году. В отличие от Дионизаса Пошки и Симонаса Даукантаса , которые искали славной и идеализированной истории, Станявичюс оставался верен правдивым фактам и боялся отвергать романтические легенды . Он сильно критиковали Теодора Нарбута и Мацея Стриковского как неточных. Станявичюс развенчал многие из романтических легенд, особенно в области литовской мифологии, в том числе понятия древнего храма Ромува и соответствия, проведенного между римскими и литовскими богами.

В 1850-ых годах Симон Довконт на почве разногласий вконец рассорился со спонсором "жемайтского возрождения" - римско-католическим епископом тельшевской епархии Матвеем-Казимиром Волончевским (Мотеюсом Валанчюсом). И "литовское национальное возрождение" пошло другим путем. Каким - узнаете в следующей части.

Литература же на жемайтском языке заглохла. Сам же язык и поныне существует. На нем говорят примерно четверть литовцев. Жемайтский считается диалектом литовского. Хотя с литературным литовским он маловзаимопонятен. Как говорят:
"Даже когда они (жемайты) говорят на литературном литовском (только так они могут общаться с остальными литовцами), у них страшный акцент, и чтобы понять, что они говорят надо "навострить уши". Спонтанно слушать не получается, через какое-то время перестаёшь понимать, что они говорят - настолько чуждая фонетика. Говорить на жемайтском с нежемайтами они даже не пытаются, так как это бесполезно.
У нас год-два назад даже была реклама на ТВ сделана на жемайтском, так её показывали с титрами на литовском - сделайте вывод"
http://lingvoforum.net/index.php?topic=9846.0

(продолжение следует)
счетчик посещений

promo statin january 3, 2014 22:48 49
Buy for 10 tokens
В Империи Великих Моголов, крупнейшем государстве, располагавшемся на Индийском полуострове, государственным был персидский язык. Точнее разновидность персидского под названием "дари". Название происходит от персидского слова "дар", производного от нашего слова "двор" в значении " монаршая семья…

  • 1
сюда подверстать тему о появлении источников по истории "Великой Литвы"
да и история Латвии и латвийского языка, наверняка, имеет те же корни

вот немного ссылок по теме
http://www.chronologia.org/xpon5/01.html
http://www.chronologia.org/dcforum/DCForumID14/10042.html
http://www.chronologia.org/dcforum/DCForumID14/10745.html#14
http://forum.newparadigma.ru/read.php?5,56668,56685
http://edgeways.ru.mastertest.ru/forum11/read.php?1,376501,388289




Re: хорошо бы

Спасибо за ссылки! Очень пригодятся.
Вообще, появление источников по историографии современной Литвы - широкая и интересная тема. Планировал ее коснутся в следующей части рассказа.

Re: хорошо бы

простите, но разве НХ это исторический источник?
мне жаль наблюдать отсутствие логики, хотя подозреваю это целенаправленно.
А что говорит по этому вопросу Теодор Нарбут?

Edited at 2014-02-06 06:40 am (UTC)

Интересно, что весь этот "интерес" к якобы национальным языкам и традициям резко стал возрастать, а то и вообще появляться примерно в середине 19 века, в очень многих странах. И волна революций в Европе и не только началась именно с этого периода. Везде. Кроме одной страны. Вот за последние 300 лет везде были войны и революции. А там не было. Да и Карл Маркс с Чарльзом Дарвином там очень удачно появились и именно в этот период. И не только они...
За статью спасибо. В будущем думаю она многим пригодится.

*Интересно, что весь этот "интерес" к якобы национальным языкам и традициям резко стал возрастать, а то и вообще появляться примерно в середине 19 века, в очень многих странах. И волна революций в Европе и не только началась именно с этого периода.*

Обычно это связывают с "веяними Великой французской революции". После нее во Франции было построено государство, основанное на передовом на тот момент, национальном принципе. До революции народ во Франции был разделен по сословному (кастовому) принципу. Каждое сословие (каста) имели свою культуру, зачастую, свой язык. Свои собственные различные права и обязанности.Одномоментно сословные различия были ликвидированы и все сословия (касты) слились в единую французскую нацию.

Сословные (кастовые) различия начали стираться по всей Европе. Где-то они стирались революционным путем, где-то это удалось сделать эволюционным путем.

* Кроме одной страны. Вот за последние 300 лет везде были войны и революции. А там не было *

Не согласен. Были и там серьезные потрясения. Например, война за независимость Ирландии.

"Ещё в конце XIX века в Ирландии, являвшейся частью Британской империи, начинает набирать силу политическое движение сторонников самоуправления, Home Rule (гомруль), имевшее своей целью создание ирландского парламента для решения вопросов внутри страны, при сохранении верховной власти британского монарха.(...)

В 1916 году в Дублине произошло восстание, известное как Кровавая пасха, в ходе которого было декларировано образование Ирландской Республики. Восстание было подавлено британскими войсками, предводители были расстреляны, тысячи ирландцев попали в тюрьму, однако последовавшая героизация образа революционеров и борцов за независимость нашла отклик в ирландской общественности. С этого времени революционная партия Шинн Фейн, образованная в 1905—1908 годах и объявившая своей целью создание независимого ирландского государства, начала завоёвывать всё большую популярность у избирателей...."
http://ru.wikipedia.org/wiki/Ирландская_Республика_(1919—1922)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Война_за_независимость_Ирландии
и т.д





Шутите? А ВФР кем была организована? Или там всё само собой получилось? Она задумана была как вы правильно говорите именно для запуска стирания сословных (аристократических) сословий и замена их на другие сословия - банковско-финансовые представленные прежде всего деятелями еврейской национальности, ибо по другому им не получалось стать хозяевами большой части мира. Кое где монархии сохранились, но давно взяты под контроль, а возможно и заняты уже "зааристократченными" еврейскими выскочками. Раньше они этого сделать не могли по понятным причинам.

То о чём вы говорите на счёт Ирландии называлось "Пасхальное восстание" и было организовано немцами в ходе ПМВ в одной из английских провинций:

"Имело целью провозглашение независимости Ирландии от Британии. Часть лидеров восстания также хотели водворить Иоахима, Принца Пруссии, представителя воюющей с британцами Германской империи, на королевский престол Ирландии, хотя в итоге повстанцами была провозглашена Ирландская республика. При этом один из руководителей восстания сэр Роджер Кейсмент поддерживал контакты с правительством Германии и рассчитывал на военную поддержку Центральных держав, а также помощь ирландцев, находящихся в немецком плену."

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%81%D1%85%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Но оно даже не ставило целью уничтожение английской монархии и парламента, а самое главное банка Англии, хотя он к тому времени за свою уже почти 250 летнюю историю перешёл к другой форме - ФРС и отчасти потерял значение в некотором смысле. А даже если бы и ставило, то ничего подобного в реальности и близко не было.

Да вы и сами пишете:

"Не согласен. Были и там серьезные потрясения. Например, война за независимость Ирландии."

Но тут же совершенно верно указываете:

"...имевшее своей целью создание ирландского парламента для решения вопросов внутри страны, при сохранении верховной власти британского монарха..."

Так с чем вы не согласны? Не про Ирландию речь, хотя она и была долгое время в составе объединённого королевства.
И я говорю не о каких то восстаниях, мятежах или волнениях, они были и будут всегда и везде по очень разным причинам, я говорю о фактах СМЕНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ВЛАСТИ в стране.

Повторяю ещё раз. За последние более 300 лет были революции и смены власти ВЕЗДЕ в мире, с полным переформатированием (часто многократным) ЛЮБЫХ форм власти во ВСЕХ странах. Кроме одной. Которая за эти 300 лет так или иначе завладела богатствами ВСЕХ этих стран и создала гигантскую империю. В 20 веке эта страна создала некий симбиоз с США, но сути это не меняет. Англия важнее США даже сейчас. Там даже за 300 лет принципиальный состав парламента наверное не поменялся, и отчасти поимённый тоже кстати, хотя какие то не понятные мне телодвижения там происходили, что удивительно например в 90-е годы. Но разобраться с этим вопросом ещё предстоит.

простите, но разве НХ это исторический источник?
мне жаль наблюдать отсутствие логики, хотя подозреваю это целенаправленно.
А что говорит по этому вопросу Теодор Нарбут?

*простите, но разве НХ это исторический источник?*

А разве нет?

Истори́ческие исто́чники — весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события.

Извлекая информацию из источника, исследователь должен помнить два существенных момента:
Источник дает лишь ту информацию, которую в нём ищет историк, он отвечает лишь на те вопросы, которые историк ставит перед ним. И полученные ответы всецело зависят от заданных вопросов.
Письменный источник передает события через мировосприятие автора, его создавшего. Это обстоятельство имеет важное значение, ибо то или иное понимание картины мира, существующее в сознании создателя источника, так или иначе воздействует на те данные, которые он фиксирует.

Так как исторические источники различных видов создаются людьми в процессе осознанной и целенаправленной деятельности и служили им для достижения конкретных целей, то они несут ценную информацию о их создателях и о том времени, когда были созданы. Чтобы извлечь эту информацию, необходимо понимать особенности и условия возникновения исторических источников. Информацию из источника важно не только извлечь, но и критически оценить, а также правильно интерпретировать.

*мне жаль наблюдать отсутствие логики, хотя подозреваю это целенаправленно.*

Здесь, если можно, уточните пожалуйста: у кого, по вашему мнению, нет логики? И, кто и что делает целенаправленно ?

*А что говорит по этому вопросу Теодор Нарбут?*

Это мне неизвестно. Так как, Теодор Нарбутт умер 14 (26) ноября 1864 года. А связи с "тем светом" у меня нет.



Спасибо.
Ваши пояснения вполне понятны.
Я сталкиваюсь с тем, что исследователи рассматривают историю с ограниченным набором источников, часто игнорируя те из них, которые по временной шкале находились ближе к рассматриваемым событиям.
Свои аргументы и выводы ни чем не подтверждают. Видимо считают достаточным своего веского слова. А по мне метод насаждения мнения по Шлецеру и Миллеру вреден для науки и правдивого взгляда на суть вещей.
Т.Нарбут в свое время написал труд "История литовского народа" на польском языке, к сожалению. Из последующих исследователей мало кто ссылается на него или критикует. А ведь он изучал документы в оригинале, собрал обширную библиотеку и общался с широким кругом ученых своего времени. Его забыли, так как место жительства разорено и все документы исчезли. Есть упоминание о Т.Нарбутте в сети некоего студента, ныне сотрудника ист. учреждения РФ. Но это все. Разве что еще Теодор Воланский упоминает его.
Уверен, что многие читали их труды, но постеснялись упомянуть в своих ссылках, что для серьезного ученого поступок нечестный.

(Deleted comment)

Когда создали литовский язык. Часть 3 (окончание)

Пользователь sandra_rimskaya сослался на вашу запись в записи «Когда создали литовский язык. Часть 3 (окончание)» в контексте: [...] ния". О жемайтском возрождении говорилось здесь - http://statin.livejournal.com/64312.html [...]

josen rehaklinik kearney's

(Anonymous)
http://www.sarasdivinewebdesign-usa.com/ - toms shoes for cheap

shezheng lattig cairo

(Anonymous)
zgMBQ http://mersea.com.ua/tif/6-tiffany-co-employee-store-website

kamenogorsk arrythmia mooted

(Anonymous)
=sAyQ http://bootandsaw.co.uk/tif/2-tiffany-liu-greater-new-york-city-area

tipoff kayumba lofton's

(Anonymous)
o$6al http://shop.biosa.nl/wfp/4-996-ニューバランス

reconsummated confounders bewest

(Anonymous)
http://autoshop.inf.ua/wp/p-223.html

  • 1