Categories:

В сектантской столице

Знаем ли мы какой была наша страна еще сто лет назад? 

Из книги «По очагам сектантского мракобесия (материалы бригады ленинградских безбожников в центрально-черноземной области)» изданной Советом воинствующих безбожников СССР в 1931 году: 

Старец Уклеин, основатель молоканства, не зря сделал Рассказово излюбленной своей резиденцией. Село это - полотняной фабрикой, старейшей в Черноземье, с большим кустарным производством и с шумливым, раскатистым базаром - уже при Екатерине гремело на весь край. 

Отсюда по большим проезжим дорогам пошла молоканская пропаганда в богатые государственные села тамбовщины - пропаганда пассивного отрицания церковной обрядности и крепостного права, пропаганда, утверждавшая религиозный индивидуализм, буржуазные добродетели и режим семейной экономии: не пей, не кури, не играй в карты, повинуйся родителям. 

молоканские старейшины (фото из Википедии)
молоканские старейшины (фото из Википедии)

Молоканские семьи, крепко спаянные под рукой стариков, бережно скапливая капиталы, овладели то скупкой хлеба, то перепродажей скота. Бережливость и сплоченность - качества необходимые молодой сельской буржуазии, - помогали молоканам расти и накапливать, несмотря на тиски крепостного хозяйства. 

В Рассказово, как и везде, старики-богачи из поколения в поколение верховодили общиной. Заводчики Желтовы и кулаки Арясовы до последних дней сохраняли власть. О Желтове, кстати известно, что его предок, беглый крестьянин Нижегородской губернии, был правой рукой Уклеина и одновременно налаживал торговлю на новом месте.

Потомки Желтова начали строить заводы и «с честью» продолжали дело эксплуатации и духовного порабощения. На заводе Желтова до революции рабочие - среди них и братья-молокане - получали по 12 рублей в месяц за 10-12 часовой труд. Девушки гнули спины на мойке за гривенник в день. Самый лучший мастер на заводе получал всего 16 рублей в месяц. (...)

Сейчас всех молокан в Рассказово зарегистрировано восемьсот человек. Из этого числа выделилась в прошлом году община старых молокан 60 человек. Старое и новое молоканство оформились как течения еще до революции, когда в секту были занесены баптистские влияния. К нововведениям потянулась молодежь, старики же выступили против них, против кафедры за старый дубовый стол, за старый обряд целования, за все старые порядки. (...) 

Социальное лицо молокан - мелкособственническое и предпринимательское. Молокане - сплошь кустари-кожевники, в значительной части - мелкие домашние заводчики. Нехитрое кожевенное производство протекало на собственном дворе, с помощью двух-трех наемных работников. Грубые, жесткие кожи квасились в кадках и без устали мялись, грубые медные пятаки с зазубринами и звонкие двухгривенные медленно, но верно катились в широкие молоканские дворы. 

Труд рабочих, вырабатывавших кожу с необрезанных кое-где волосом,чудесно превращался лазоревые обои с стандартными цветочками, в занавески из специально-мещанской кисеи, в горки с хрусталем и даже рояли. Иногда стены оживают, на разыгрываются незабываемые сражения, на них пылает Москва, проезжает Наполеон на белом коне, и казак Крючков размахивает чудесной пикой.(...) 

***

Следом за молоканами по численности идут субботники, проще - русские иудействующие. Проповедь иудейской веры в давние крепостнические времена била по тем же социальным струнам, что и молоканская. Отрицание церковной обрядности попов, утверждение домашнего собрания вместо каменного храма - вот то основное, за что хваталась крестьянская верхушка. А это основное давалось и молоканством, и субботничеством. 

Молоканство однако оказалось более сплоченной организацией. Последовательно-буржуазный характер молоканского учения привлек к нему самый цвет сельской и городской буржуазии. Субботники запоздали и собрали под свитки торы второстепенных собственников. 

К субботникам пошли городские и сельские ремесленники и крестьяне-середняки. И если молокане оторвавшись от церкви, отказались почти от всякой обрядности, то субботники остановились на компромиссе, заменив православную обрядность другой, правда «своей», но все же сложной иудейской обрядностью. 

Командные высоте в секте, как и везде, были за богатеями. Рассказовской общиной командовали купцы Казаковы - короли несравненной паюсовой икры, державцы осетровых и стерляжьих армий, что из прозрачных вод Волги и Каспия расплывались по сорока московским магазинам. 

У себя в Рассказово властные руки Казакова по-своему распоряжались общинной кассой.. Субботники-ремесленники нескончаемой вереницей несли трудовые гроши в руки духовного отца. Особенно богата была жатва в пасхальные дни: каждому хотелось почитать тяжелую тору, и каждый по обычая платил полноценною монетою за высокое наслаждение. 

Казаков сам театральным жестом жертвовал сотню и открывал ею торжественное шествие трудовых трешек и пятерок. Пятерки и трешки незамедлительно пускались в оборот: путина и на Каспии и в Рассказово проходила успешно. А, чтобы на всякий случай заглушить ропот, Казаков после чтения торы зазывал к себе бедноту и наделял ее ровными порциями хрустящей мацы. 

Воздушные лепестки мацы оказались однако слишком прозрачными. Сквозь них, к примеру, прекрасно была видна мельница Казакова, та самая, на которой рабочие за грошовую плату сгибались над чужим богатством и получали на обед лепестки тухлого мяса. 

Первой заговорила трудовая молодежь. Кощунственные разговоры потекли даже вокруг молитвенного дома, даже на пасху, в двух шагах от тяжелой торы. Молодежь прозревала: перед ней ясно обозначался путь от темной торы до Каспия и оттуда к сорока московским витринам. «Откуда у него богатство?, - раздавались голоса в пасхальную ночь -  на наши деньги жиреет...» 

На фоне новой правды на глазах сморщивалась и выцветала вера в религию праотца Авраама -  наивного старика (...) 

продолжение следует 




promo statin january 3, 2014 22:48 50
Buy for 10 tokens
В Империи Великих Моголов, крупнейшем государстве, располагавшемся на Индийском полуострове, государственным был персидский язык. Точнее разновидность персидского под названием "дари". Название происходит от персидского слова "дар", производного от нашего слова "двор" в значении " монаршая семья…

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.